ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ПОДВОДНЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ: РАЗВЕДКА НА МЕСТЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ В 1881 ГОДУ БРИТАНСКОЙ ЯХТЫ «ЭЙРА»

Фото: А.Н. Чичаев / Проект «Открытый Океан»
Фото: А.Н. Чичаев / Проект «Открытый Океан»

Ассоциация «Морское наследие: исследуем и сохраним» в ходе очередной экспедиции «Открытый Океан: Архипелаги Арктики – 2018» на борту экспедиционного парусно-моторного судна «AlterEgo» провело первые в истории российской Арктики подводные археологические работы в акватории архипелага Земля Франца-Иосифа.

В сезон 2017 года экспедиция О2А2-2017 дистанционными методами произвела у берегов ЗФИ на глубине 20 метров попутную находку подводного артефакта. Анализ изображений, полученных многолучевым эхолотом и подводной видеокамерой, местоположение и ориентировочные габариты артефакта свидетельствовали о том, что обнаруженный объект – это судно «Эйра», затонувшее у берегов острова Нортбрука в 1881 году. На основании заявления Ассоциации объект был признан остатками паровой яхты «Эйра» английского исследователя Б. Ли-Смита и включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области (Распоряжение Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области № 36-р от 30.03.2018).

В сезон 2018 года для получения недостающей информации о памятнике Ассоциацией «Морское наследие» в рамках экспедиции О2А2-2018 была выполнена подводная археологическая доразведка на объекте подводного наследия «Корпус паровой яхты «Эйра».

Водолазными спусками руководил водолаз–спасатель международного класса, Сергей Ковалев, за плечами которого более 3000 погружений, в том числе – на Северном полюсе. Археологические работы возглавил молодой подводный археолог Марк Степанов, имеющий уже богатый опыт работ на подводных памятниках Балтики, Черного и Азовского морей, Волхова и Ильменского озера. Всего в подводных работах участвовало 6 человек.

В ходе подводно-археологических работ было выполнено 13 водолазных спусков.

 

Работы проходили в сложных погодно-природных условиях при температуре воды до минус 1, воздуха от минус 1 до плюс 3 градусов С; переменных подводных течениях скоростью до 1 метра в секунду и ограниченных условиях видимости под водой – от 1.5 до 5 метров. Штормовые ветра и волнение сильно ограничивали время, в целом, пригодное для погружений.

Произведены визуальный осмотр, фото и видео фиксация, обмеры судна. «Эйра» лежит практически на ровном киле, с минимальным креном на правый борт. Корпус и паровая машина сильно разрушены, вероятно, айсбергами. Утрачены крайние носовая и кормовая части судна, длина сохранившегося остова судна 32 метра.

Собран комплекс индивидуальных находок, всего около 45 единиц, в т.ч. фрагменты судовой и лабораторной посуды, элементы декора, детали судовых агрегатов и оснастки, патроны, моржовый клык – объект промысла.

Также произведен осмотр береговой линии для поиска подъемного материала. На берегу залива Фоки обнаружен фрагмент судового дерева, предположительно – коффернагельная планка.

В итоге экспедицией были успешно выполнены все задачи, поставленные перед археологической доразведкой:

- уточнены географические координаты местоположения памятника;

- сохранность объекта оценена как «удовлетворительная»;

- комплекс находок, поднятый с остатков корпуса судна, позволяет утверждать, что судно имеет британское происхождение и привязку к городу Peterhead (название города рельефно прописано вместе с именем производителя на фрагменте керамического сосуда, предположительно, из-под рома) – месту постройки паровой яхты «Эйра».

Дополнительно проведенные подводные гидробиологические наблюдения также указывают на ценность памятника, как природного объекта, ставшего своеобразным оазисом жизни на фоне окружающего пустынного песчаного ландшафта.

Объект археологического подводного наследия «Корпус паровой яхты «Эйра» - это уникальный подводный культурно-природный памятник, который требует дальнейшего комплексного изучения.

 

Справочная информация

Британская экспедиция Бенджамина Ли Смита на Землю Франца-Иосифа на паровой яхте «Эйра» (1880–1882) была первой крупной исследовательской экспедицией на архипелаг после его открытия в 1873 году. «Эйра» была построена Ли-Смитом на свои собственные средства на верфи Стефена и Форбса (Stephen & Forbes) в Питерхеде и спроектирована на основе шотландских китобойных судов специально для экспедиционных работ во льдах. Это была баркентина водоизмещением 240 тонн, длиной 129.6 футов с паровым 50-сильным двигателем. Второй поход «Эйры» на ЗФИ был нацелен на описание и исследование берегов архипелага, изучение его природы. Во время этого  похода 21 августа 1881 года «Эйра» затонула, затертая льдами к востоку от мыса Флора острова Нортбрука. Все 25 членов экспедиции вместе с минимальным количеством снаряжения и запасов, которое удалось спасти, успешно перезимовали и провели на мысе Флора 10 месяцев. Несмотря на потерю судна, экспедиция не просто выживала, но продолжала вести научные наблюдения, в т.ч ею были получены первые данные об условиях зимовки на берегах ЗФИ. В целом, экспедиции Ли Смита внесли большой вклад в исследование недавно открытого архипелага, открыли и описали 12 островов, дали более 40 названий географическим объектам, провели метеорологические и биологические наблюдения, собрали зоологические, геологические и гидробиологические коллекции. Несмотря на аварийную эвакуацию и незапланированную зимовку, все участники экспедиции остались живы и вернулись на родину.

За вклад в исследование Арктики Ли Смит был награжден Золотой медалью британского Королевского географического общества.

 

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов