Судьба многих исторических кораблей и судов до сих пор не ясна...

Заседание Межведомственной комиссии
Заседание Межведомственной комиссии
Можно подвести некоторые итоги заседания Межведомственной комиссии по морскому, культурному и историческому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, которое состоялось 26 января 2016 года в Государственном университете морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С.О. Макарова.

В рамках заседания обсуждались актуальные проблемы морского историко-культурного наследия России и Санкт-Петербурга.

Вел заседание председатель Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации адмирал Вячеслав Попов.

С приветственным словом перед собравшимися выступили заместитель председателя комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга Алексей Львов и ректор ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.

В состав президиума Межведомственной комиссии также вошли заместитель председателя комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга Алексей Львов, заместитель директора Департамента культурного наследия Министерства Культуры Российской Федерации Дмитрий Сергеев, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации контр-адмирал Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова, ректор Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников и генеральный директор ФГБУК "Музей Мирового океана" (Калининград) Светлана Сивкова.

В качестве почетных гостей на заседании присутствовали руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Балтийского моря" Петр Паринов, ответственный секретарь Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Павел Филин, ведущий советник главнокомандующего ВМФ России Андрей Попов, вице-президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-Морского Флота и проводников Василий Порошин, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, председатель правления Молодежного морского совета Санкт-Петербурга Татьяна Пустынникова, председатель правления Ассоциации "Морское наследие: исследуем и сохраним" Анатолий Константинов, представители Администрации Санкт-Петербурга, морской общественности, профильных СМИ.

В ходе обсуждения насущных вопросов особо острыми отмечены проблемы сохранения исторических судов и их музеефикация. С докладом выступила Светлана Сивкова, генеральный директор "Музея Мирового океана" (Калининград), которая рассказала собравшимся о выполнении решений Межведомственной комиссии в части сохранения исторических судов. Требует незамедлительного определения дальнейшая судьба подводной лодки К-3 проекта 627 "Ленинский Комсомол" и научно-исследовательского судна "Космонавт Виктор Пацаев", построенного в 1968 году. Необходимо сохранение ракетного корабля-экраноплана проекта 903 "Лунь" и уникального плавучего маяка "Ирбенский". Требуются усилия для сохранения спасательного судна "Коммуна" (построено в 1915 году и до сих пор находится в эксплуатации). В этой связи было решено обратиться к Министерству обороны РФ с просьбой установить реальные сроки эксплуатации судна "Коммуна", подготовить документацию для постановки судна на государственный учет как объекта культурного наследия федерального значения и проработать вопрос о его музеефикации. Сивкова отметила, что судьба многих исторических судов до сих пор под вопросом.

Интерес собравшихся вызвали доклады Антона Грязнова, председателя Совета Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет, о проекте создания памятной историко-просветительской зоны, посвященной адмиралу Федору Ушакову, и предложение Владимира Санжарова, директора Института дизайна и исскусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, о перспективах развития архитектурного облика набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге с основной доминантой на площадке перед здание Центрального военно-морского музея с рабочим названием "Морская набережная морской столицы России".

Собравшиеся обсудили наболевшую проблему сохранения кронштадтских фортов и вопросы развития Музея истории Кронштадта, тему проведения морских историко-патриотических молодежных яхтенных походов, которые станут частью мероприятий, поддерживающих морские традиции и формирующих неравнодушное отношение граждан к морской истории страны, к национальной морской политике, морской деятельности и морской службе. Решение многих из этих вопросов предстоит в текущем году. С картой объектов морского наследия России можно ознакомиться на сайте Ассоциации "Морское наследие: исследуем и сохраним".

В тот же день на Адмиралтейской набережной, 4-6, у памятника "Царь-плотник" состоялся торжественный митинг, посвященный вручению Петру I патента корабельного плотника. Звание было получено царем в голландском городе Заандам, по приобретении им знаний и навыков строительства кораблей. В рамках мероприятия лучшим представителям морской отрасли, получившим общественное признание, был вручен патент "Петровский корабел" и, ставший уже традиционным на этом мероприятии, плотницкий топор в скрипичном футляре, символизирующие виртуозное владение мастерством корабела и признание заслуг в развитии морской деятельности. Церемония завершилась торжественным прохождением знаменных групп и колонн курсантов. К подножию памятника "Царь-плотник" были возложены цветы.

P.S. В кулуарах же обсуждали ряд "неприятных" вопросов, среди которых недавний переезд Центрального военно-морского музея (ЦВММ) из здания Биржи на стрелке Васильевского острова в Крюковские казармы, что на площади Труда, и повисшая в воздухе судьба музея Арктики и Антарктики и его директора, знаменитого путешественника и почетного полярника России Виктора Боярского.

Дело, связанное с уголовным процессом по переезду ЦВММ, обещало обернуться громкими разоблачениями и скандалами, большого резонанса не получило. Звучали цифры от 1 до 2 млрд рублей и значительная часть фондов хранения, пропавших при переезде. Публиковались также суммы взяток, но в итоге Следственный комитет озвучил сумму в 647 млн рублей невыполненного контракта и затягивание сроков переезда, который планировался на конец 2011 года, а по факту свершился в июле 2013-го. Общественность ждала крупного разбирательства, которое свелось к банальному взяточничеству, некомпетентности и безответственности. Лишь в частном определении суд обратил внимание на слабый контроль со стороны ответственных лиц Министерства обороны РФ.

С 1 февраля 2016 года, ФГБУ "Российский государственный Музей Арктики и Антарктики" (РГМАА) остался без директора. Продлить контракт с путешественником, ученым и писателем Виктором Боярским "Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Росгидромет), в ведении которой сегодня находится РГМАА, отказалась. Около двух лет назад Росгидромет подал в отношении Боярского судебный иск "о причинении музею финансового ущерба". Он рассматривается в Выборгском районном суде последние года два, но по существу еще не слушалось. Министерство культуры в декабре 2015 года выразило готовность принять музей на свой баланс. Исполняющей обязанности директора назначена заместитель директора музея по научной работе Мария Дукальская.

Источник.

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов