Попутный ветер в паруса туризма

Яхтклуб
Яхтклуб
Российский Север, учитывая его географические особенности, обладает огромным потенциалом для развития как внутрироссийского, так и международного водного, круизного и экспедиционного туризма, современного яхтинга. Однако для практического воплощения этих идей необходимо, прежде всего, восстанавливать утраченные традиции, возрождать преемственность поколений: речь идет о формировании среды, связанной с возрождением и подъемом морской, поморской и парусной культуры в Беломорье.

Мы часто используем слово «Поморье».  По-моры, По-морье, Бело-морье – во всех этих словах корень «море». А хождение по морю испокон веков было связано с парусами, где они не только служили как движитель, но и играли важную роль в становлении духовно-нравственных и волевых начал многих поколений людей, живущих у моря.

В пространстве Архангельска фактически присутствуют два взаимосвязанных понятия: территория и акватория. Отношение жителей города-порта к парусу как «культурному символу» выразилось образованием в Архангельске в 1911 году яхтенного клуба -  учреждения, вобравшего в себя многие морские, культурные и парусные традиции. Важной стороной истории паруса в Архангельске является ее европейское яхтенное наследие.

В Европе с XVII века начали формироваться взгляды на использование небольших парусных судов для активного отдыха и спортивных состязаний. Первые клубы парусников, традиционно называемые яхт-клубами, были в первую очередь местом постоянных встреч друзей за общим столом. «Разумеется, компания отнюдь не ограничивалась уничтожением вкусных блюд и хорошего вина. Общность взглядов и интересов проявлялась при обсуждении различного рода вопросов политического, общественного, художественного, научного и хозяйственного характера», - пишет Влодзимеж Гловацкий в своей книге  «Увлекательный мир парусов».

Затем, в ходе зарождения клубной организации яхтсменов, сформировались весьма характерные и устойчивые признаки. Ничего в этом движении не было навязано сверху; ничего не решалось исходя из теоретических предпосылок и надуманных идей, все складывалось самобытно и вытекало из очевидных нужд и характеров людей, постепенно рождались  традиции и обычаи, поддерживаемые до сегодняшнего времени. Ведущую роль играли традиции влюбленности в свою яхту и ее экипаж, сознательной дисциплины и преданности парусу, учтивости и чести. Эти же традиции стали стимулом взаимного соперничества между клубами и, естественно, способствовали развитию парусных регат и соревнований, технической модернизации и усовершенствованию парусных судов.

Термин «яхтинг» принят давно в Европе и используется во всем мире. В Советском Союзе использовался один термин - парусный спорт, который подчеркивал, прежде всего, принадлежность этого вида спорта к олимпийской программе. Но, к сожалению, олимпийская программа (а точнее, ее «нехозяйское» исполнение) и «погубила» массовые национальные классы яхт,  которые успешно строились до 70-х годов.

История Архангельского яхт-клуба начинается с 1911 года. Но еще раньше, в 1870-м, во время пребывания великого князя Александра Александровича в Архангельске, были проведены гонки на карбасах под парусами и веслами. Гонки проводились и в 1884 году во время празднования 300-летия города. Архангельск в то время представлял собой развитый торгово-промышленный центр и выглядел весьма респектабельно,  о чем свидетельствуют фотографии тех лет. Коммерческие паровые и парусные суда, поморские шхуны, карбасы из местных деревень придавали городу особый колорит.

Жители немецкой слободы Архангельска, обрусевшие и «опоморенные» Русским Севером «немцы», хорошо знали традиции морской европейской культуры. Лев Лейцингер, известный яхтсмен и первый мастер спорта СССР в Архангельске, потомок знаменитого городского головы, рассказывал автору о том, что Архангельский речной яхт-клуб был занесен в Ллойдовскую книгу регистрации европейских яхт-клубов в Лондоне в 1911 году. И вовсе не случайно, что первыми учредителями Архангельского речного яхт-клуба были весьма респектабельные архангелогородцы и состоятельные люди с русскими, немецкими и европейскими фамилиями.

Что же способствовало созданию и организации яхт-клуба? Во-первых, сама среда города-порта. В 1904 году вышел закон «Об обществах и союзах», позволивший кружку любителей паруса, который уже имел флот в количестве 22 парусных яхт, организовать яхт-клуб. Это они положили начало строительству здания клуба, мола и пирса, строительству  яхт, благо было где обосноваться, да и губернское и портовое начальство поощряло и поддерживало яхт-клуб.

Архангельский речной яхт-клуб был занесен в знаменитую Ллойдовскую книгу регистрации европейских яхт-клубов в Лондоне в 1911 году.

Вот что писала газета «Архангельск» в августе 1911 года (№ 191 от 28.08): «В понедельник 29 августа на пристани яхт-клуба (против мореходного училища) в 1 час дня будет совершен молебен, а затем будет торжественное поднятие флага Архангельского Я/К, ныне утвержденного морским министром. По сигналу пушечного выстрела будут подняты флаги на всех судах яхт-клуба. Вся пристань будет декорирована флагами. В тот же день предполагается парусная гонка». И в № 194 от 31.08: «29 авг. На пристани я/к состоялось торжественное официальное открытие Архангельского я/к. После молебна, под звуки оркестра и при салюте из пушки был поднят флаг. Все суда проходили мимо моторной шлюпки, на которой находился командор В.В. Гувелякен, и салютовали ему флагами. Была послана телеграмма Государю Императору с выражением верноподданнических чувств и морскому министру торговли, а также почетному члену я/к, архангельскому губернатору И.В. Сосновскому. В заключение всем гостям и членам я/к на пароходе «Гоголь» был предложен завтрак». Тот самый «Гоголь», который и сегодня в строю.

Конечно, не всегда в истории клуба было все гладко. С приходом большевиков и в период  интервенции многие архангелогородцы, состоявшие членами яхт-клуба, покинули Россию. Яхт-клуб не раз переименовывали, передавали из одного ведомства в другое, но даже в трудное военное время он работал. Благодаря горожанам, которые любят и преданы парусу, клуб существует и сегодня. 

А что сегодня?

Этот экскурс в историю важен для понимания смыслового содержания, которым обладают такие общественные институты, как яхт-клубы, федерации паруса, ассоциация морского наследия. Практическое воплощение традиций, смыслов, ориентаций, связанных с морским наследием Севера, может быть реализовано в создании сети историко-культурных морских центров на Русском Севере. Необходимо восстанавливать утраченные морские и поморские традиции, возрождать преемственность поколений, связанных с морскими профессиями. Речь идет о формировании среды, связанной с возрождением и подъемом морской, поморской и парусной культуры в Беломорье.

Север никогда не являлся только географическим понятием: он всегда был и другой, духовно-нравственной категорией. Север, и особенно Арктика, во все времена притягивал человека. В процессе продвижения человечества к высоким широтам Арктика становится частью культурного пространства, где мореплавание можно назвать его основой. Оно сохраняет и образует своеобразный характер среды и ментальность, присущие только северным приморским территориям. Среда формирует человека, выстраивает взаимоотношение человека и общества.

Если мы сегодня вновь обращаемся к Арктике, хотим сделать ее освоение национальной идеей и рассматриваем Север как национальное достояние, то во главу угла должны поставить вопрос о воспитании у молодежи интереса к этой теме.

Соловки и Архангельск с выходом в Арктику играют ключевую роль в привлекательности Российского Севера для туристов. Главными артериями для водных туристических маршрутов на Севере  являются Беломорско-Балтийский канал и акватория Белого моря с выходом в Арктику.

Стратегия развития Арктической зоны, куда входят Архангельск и Архангельская область, предусматривает, кроме научно-технологического блока, развитие международного сотрудничества и сохранение Арктики в качестве зоны мира. Российский Север, учитывая его географические особенности, обладает огромным потенциалом как для развития внутрироссийского, так и международного водного, круизного и экспедиционного туризма, современного яхтинга.

Сегодня регион пока не готов к приему таких туристов: нет инфраструктуры, должным образом оборудованных причалов, санитарно-бытового и технического обеспечения, отсутствует и собственный флот. Межведомственная разобщенность, а порой и элементарный непрофессионализм и дилетантство негативно сказываются на апробации новых подходов  межотраслевой интеграции в туристической сфере, связанной с морем. Конечно, встает вопрос о привлечении бизнес-сообщества к данной теме и инвестиций со стороны государства.

«Поймать» туристов в сеть марин

Представляется, что решение данной проблемы лежит в поэтапном развитии условий для приема туристов в регионе, что и может создать благоприятные условия для формирования соответствующей среды по развитию яхтинга и водного туризма.  В связи с этим организация и оборудование современных марин (стоянок судов) на Соловках и в Архангельске есть главное условие для приема туристов извне. Взаимодействие этих двух марин должно быть в управлении одной структуры - Центра развития парусного спорта, водного, яхтенного и  экспедиционного  арктического туризма в Архангельской области. В этой связи представляется целесообразным строительство специальных туристических судов типа река - море (по габаритам шлюзов), которые могли быть использованы и в зимнее время на южных акваториях.

Нерентабельность пассажирского и круизного флота в случае его приобретения должна в первые годы эксплуатации компенсироваться государством (по опыту зарубежных компаний), а в дальнейшем — за счет гостиничного, ресторанного и других видов бизнеса.

Создание и организация марин на Соловках и в Архангельске в едином оперативном управлении позволит решить ряд сопутствующих вопросов социально-экономической сферы, а именно: строительства плавучих причалов, необходимых не только для формирования марин, но и для местных понтонных причалов на речных пассажирских магистралях, например на Северной Двине и на озерах области. Строительство понтонов может осуществляться с  привлечением местных кадровых и технологических ресурсов. На территориях марин возможна организация учебного процесса по подготовке кадров для туристической и морской деятельности, развитие гостиничного,  сервисно-хозяйственного и сопутствующего бизнеса.

В задачи центра может войти: сервисное обслуживание стоянок круизных парусно-моторных судов и яхт, включая агентирование судов, таможенный  и пограничный контроль; проведение  регат, парусных соревнований, культурно-массовых мероприятий;  организация чартерного туризма; повышение уровня кадрового потенциала (школа яхтенных капитанов); в зимний период - проведение соревнований по зимнему виндсерфингу, тренировочных занятий, обучение, прокат спортивного снаряжения.

В Архангельске есть три опорные точки (три блока) для развития яхтинга и водного туризма, каждая из которых имеет свою историю, связанную с морским и парусным наследием Севера: Красная пристань,  Архангельский речной яхт-клуб,  детско-юношеская спортивная школа «Парусный центр «Норд» имени   Ю.С. Анисимова».

Строительство современных марин (стоянок судов) в Архангельске и на Соловках — главное условие развития этого вида туризма.

Как вариант, перспективы развития Красной пристани в рамках Центра развития парусного спорта предполагают: обустройство марины с инфраструктурой и сервисно-хозяйственным, бытовым модулем европейского образца; обустройство причала и терминала для круизных судов; стоянки для научно-исследовательского судна федерального Центра науки и образования; стоянки музейного корабля (например, выведенной из эксплуатации дизельной ПЛ или ледокола);  диспетчерское и оперативное управление всем комплексом водноспортивной и туристической деятельности на воде; агентирование иностранных маломерных туристических и экспедиционных судов, связь с портом и таможенно-пограничной службой; координация работы всех трех блоков.

Природные и искусственные водные магистрали на территории Северо-Запада, развивающаяся сеть марин в Балтийском регионе и центральной части России, а также возрастающий интерес к Северу со стороны яхтенного сообщества и туристов из-за рубежа и других регионов России дают основания рассчитывать на перспективы развития такого вида туризма в Архангельской области.

Автор - Сергей ЗВЯГИН,
научный сотрудник Института экологических проблем Севера УРО РАН,
мастер спорта СССР, яхтенный капитан

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов