Выставка про освоение Северного полярного круга

На Тверском бульваре открылась выставка «Арктика: вчера, сегодня, завтра». На нескольких десятках стендов представлены фотоработы, отражающие историю покорения Северного полюса.

Впервые в открытом доступе (и на открытом воздухе) можно ознакомиться с редкими архивными фотографиями. Так, на снимке, сделанном 30 ноября 1955 года, полярников провожает чуть ли не весь Калининград: на полюс отправляется флагманское судно первой советской антарктической экспедиции — дизель-электроход «Обь». За свою жизнь этот корабль проделал путь, равный четырем расстояниям от Земли до Луны.

На другом кадре рыжий пес сторожит останки каравеллы Виллема Баренца, обнаруженные экспедицией Русского географического общества в Ледяной гавани, на Новой Земле.

На третьем белый медведь смакует банку сгущенки — такое зоологическое открытие сделали полярники в начале 1970-х. Рядом — портрет покорителей Севера на фоне самолета Ан-2, в числе которых спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров.

— Эта выставка имеет историческое значение, — заявил Чилингаров «Известиям». — И особенно хорошо, что она проходит на улице: так ближе к природе, и таким образом Арктика возвращается на улицы Москвы. Здесь неподалеку, около ТАСС, раньше был Дом полярника, где жили знаменитые исследователи. История освоения Арктики — большая, интересная, героическая. Думаю, впредь она будет расширяться.

По словам полярника, нынешняя экспозиция способна стать основой для музея, посвященного освоению полюса.

— У меня хранится большой архив фотоматериалов и документов. И с Кусто, и с Хиллари, который первым поднялся на Эверест. Есть идея, о которой я уже говорил мэру Москву Сергею Собянину: сделать музей Арктики, Антарктики и Мирового океана. Уже существует мемориальный музей Сенкевича. Думаю, его вполне можно было бы объединить с будущим учреждением, — предложил Артур Чилингаров.

Среди других редких кадров — расположенные рядом портрет моржихи Машки, хозяйки острова Белл на Земле Франца-Иосифа, и крупный план руководителя экспедиции на вельботе «Виллем Баренц» после двух месяцев скитаний по Арктике; караван судов, следующих за атомоходом «Ленин»; портрет пожилого ненца из серии «У Карского моря. Югорская тундра», созданный Юозасом Казлаускасом в 1975 году, во время съемок фильма для «Клуба кинопутешествий»; наконец, кадр с поэтичным названием «Капитан спасает пионера», на котором ледокол «Капитан Драницын» выводит из ледового плена сухогруз-пионер «Вася Шишковский».

— В прошлом арктические экспедиции освещались гораздо лучше, — вспоминает Чилингаров. — Было больше фотографий, записей, на кораблях путешествовали фотографы и видеооператоры. Была целая идеологическая машина под названием «большевики на Северном полюсе». Есть множество свидетельств того, как люди встречали и провожали полярников, ждали и переживали. Думаю, если к нашей работе подключится Русское географическое общество, былое внимание к экспедициям может вернуться.

Между тем сам полярник, глядя на фотографии раздела «Арктика вчера», не ностальгирует.

— Мне незачем скучать и рваться в Арктику, потому что я оттуда никогда не уезжал, говорит он.

Две другие части экспозиции, «Арктика сегодня» и «Арктика в будущем», представлены живописными полотнами и фотографиями современных исследователей.

«Арктика сегодня» пестрит красками. Тут рядом кадры из мира животных — белые медведи, обнимающиеся на краю льдины, хитрый песец, выкравший птичье яйцо, — и фантастические, словно нарисованные пейзажи.

— Для тех, кто постоянно работает в Арктике, это не территория освоения, а территория жизни, — говорит фотограф Алексей Новиков. — Там постоянно живут люди. Поэтому важно, чтобы развитие Арктики и ее будущее виделись в комплексе. Наша страна не может существовать без арктической территории, нам принадлежит большая часть северного полярного региона планеты, и Россия несет за это особую ответственность. Важно, что расширение присутствия людей в Арктике проводится очень бережно, с применением новейших технологий. Многие страны должны равняться на нас. Мы с Артуром Чилингаровым в прошлом году были на платформе, и я убедился на практике, воочию, насколько совершенные технологии применяются для того, чтобы не разрушить эту хрупкую природу.

По словам Чилингарова, во время экспедиций полярникам удается не только не причинять нового ущерба природе, но и утилизировать мусор, оставшийся от деятельности военных баз.

— «Гринпису» нечего там делать, — заявил полярник.

Солидарна с ним и участница экспедиций Екатерина Грачёва.

— Мой отец участвовал в первой советской антарктической экспедиции. Мое же путешествие началось в 2005 году, когда я пришла к Артуру Чилингарову просить за папу — он буквально болел Арктикой. В итоге мы поехали вдвоем. Догоняли ледокол, летели через Кейптаун. Тогда отец заметил, какой значительный шаг вперед сделало научное сообщество, — рассказала Грачёва.

По мнению Михаила Леонтьева, вице-президента компании «Роснефть», финансировавшей выставку, освоение Арктики — программа, сопоставимая с открытием космоса.

— Но если изучение космоса идет темпами гораздо более низкими, чем мы рассчитывали, освоения его нет и неизвестно когда будет, то изучение Арктики сегодня — настоящий прорыв. Такого масштаба научных работ не было никогда. Экономическая эффективность изучения космоса не доказана. Арктика же необходима России, человечеству, поэтому все затраты идут в дело, — убежден Леонтьев.

Арктические путешествия были бы невозможны без участия российской авиации. Как рассказал начальник управления авиации Федеральной службы безопасности Герой России Николай Гаврилов, и гражданская, и военная авиация «готовы помочь полярникам в выполнении великих задач».

— В 1937 году дрейфующая станция «Северный полюс-1» была доставлена в Арктику из Москвы, самолету был дан старт с Тушино. С тех пор Арктика и авиация неразрывно связаны, — говорит летчик.

«Арктика будущего» в основном представлена работами Никаса Сафронова,  повествующими об олимпийском барсе. Художник объясняет идею так: «Олимпийский барс меняет привычный ареал обитания и отправляется в Арктику». Полотна изображают гигантского зверя — символ Сочи-2014 — на фоне арктических гор.

Другие авторы «будущего», Игорь Бойко и Любовь Борисова, фантазируют об Арктике сквозь призму инновационных технологий, изображая футуристические снежные города.

Выставка продлится до конца апреля.

Источник.

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов