Директор Музея Мирового океана С.Сивкова: "Мы создаем музей мирового уровня на берегу Балтийского моря"

Калининградский Музей Мирового океана уже давно является местом притяжения людей, которым небезразлична история отечественного флота, а также культурные и духовные традиции России. Именно здесь они получают возможность прикоснуться к тем пластам истории страны, которые составляют ее славу, гордость и боль. О том, как музей ведет работу по сбору экспонатов и реликвий, составлению новых экспозиций рассказала директор Федерального государственного бюджетного учреждении культуры "Музей Мирового океана" Светлана Сивкова.

- Светлана Геннадьевна, в апреле ваш музей будет отмечать 25 лет со дня создания. Если кратко подводить итоги этого периода, на чем бы вы сделали особый акцент?

- Сегодня, к сожалению, мало кто у нас в стране может оценить и сопоставить, что делается морскими музеями в мире и здесь, в Калининграде. Для России наша работа в течение этих лет, ее наглядные итоги - беспрецедентны. Нами создана Набережная исторического флота, которая объединяет пять довольно крупных кораблей, вписавших в летопись страны достойные страницы.

И это при том, что сегодня в России музеями являются 10-12 кораблей аналогичных размеров. И хочу отметить, что формирование нашей коллекции продолжается. Причем собираем мы ее очень тщательно. Это корабли науки, рыболовного и военного флота, космического и ледокольного флота. У нас есть "жемчужины" высочайшего уровня, научно-исследовательское судно "Витязь", которое является самым крупным музейным научным кораблем в мире. Единственными в России являются средний рыболовный траулер, ледокол "Красин", плавучий маяк "Ирбенский".

Словом, в масштабах страны ничего подобного не сделано. Могу сказать почему. Это невероятно трудно и затратно. Не всякая страна может себе это позволить. Но мы вошли в элитную группу государств, которые имеют подобные музеи. В прошлом году в Санкт-Петербурге мы принимали на борту ледокола "Красин" британскую принцессу Анну и ее супруга, вице-адмирала сэра Тимоти Лоуренса. Наш рассказ о музейном флоте вызвал у гостей не только удивление, но и восхищение, ибо в Великобритании особое отношение к истории флота и знаменитым кораблям-музеям.

Подчеркну, что наш музей принадлежит федеральному министерству культуры, которое является, пожалуй, самым сухопутным, ему не свойственна тематика морей и океанов. И надо отдать должное Министерству, которое в непростые времена развала страны решилось на создание музея в Калининграде, а затем оказывало и продолжает оказывать нам существенную поддержку в реализации наших планов. Ведь помимо кораблей у нас в городе есть ряд исторических объектов, которые можно смело называть гордостью и украшением Калининграда-Кенигсберга. Это, прежде всего, Королевские ворота, Фридрихсбургская крепость. Намерены мы прирастать и другими подобными объектами.

Многое в нашей работе, наверное, получалось и получается потому, что мы шли и продолжаем идти к своим целям постепенно, шаг за шагом. Это очень важно, так как у сферы культуры никогда не было и, наверное, не будет больших денег. Многие наши проекты так бы и остались на бумаге, если бы мы не начинали их реализацию с малого. Так, на судостроительном заводе "Янтарь" нас убеждали согласиться с капитальным ремонтом научно-исследовательского судна "Витязь", на который надо было просить огромные средства. Но мы пошли по пути череды небольших ремонтов и фактически спасли корабль, постепенно превратив его в достойный музей.

- Сегодня вновь наступает не лучшее время с точки зрения финансовых возможностей. А у вас в музее развернуто большое строительство…

- В это строительство мы вошли полтора года назад. На сегодня нами уже открыт новый Военно-морской центр, экспонатами которого стала подводная лодка советского ВМФ Б-412, гидросамолет амфибия Бе-12 ВВС Балтийского флота, артиллерийские установки с военных кораблей различных проектов, а также образцы вооружения и техники.

Однако для нашего музея основной экспозицией должен являться Мировой океан, под проблематику, историю и загадки которого и был создан музей. И поэтому наш проект по расширению музея продолжается. В этом году, я надеюсь, мы завершим строительство здания фондохранилища с открытой экспозицией "Глубина". Ее название очень символично для музея, так как тот же "Витязь" знаменит, прежде всего, как исследователь самых глубоководных мест мирового океана. Именно поэтому в экспозиции разместится подводный обитаемый исследовательский аппарат "Пайсис", который уже давно стоит у нас на площадке. Но сегодня мы решаем вопрос и о том, чтобы рядом с ним стояли и легендарные аппараты "Мир", получившие мировую славу не только как исследователи мировых глубин, но и как участники съемок блокбастера "Титаник".

Суть нашей идеи такова. Сегодня "Миры", принадлежащие Институту океанологии РАН, находятся на хранении в ангаре в Калининграде. Мы предлагаем организовать временное хранение аппаратов в музее, когда они не будут использоваться в экспедициях. Условия для этого у нас создаются специально. Посетители музея смогут не только увидеть легендарную технику, но и познакомиться с интереснейшей экспозицией, которая будет представлять их историю глубоководных погружений. И предварительно этот вопрос находит понимание в руководстве института и у заведующего лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Анатолия Сагалевича.

- Светлана Геннадьевна, в свое время вы рассказывали, что еще один новый корпус музея будет построен в виде шара. Эти планы не претерпели изменений?

- Нет, они остались прежними. Мы не отказываемся от строительства экспозиции "Планета Океан" в форме земного шара диаметром в 42 метра, который огибают стеклянные "волны", из-за сложности архитектурных и инженерных решений. Но нам предстоит повторно пройти экспертизу, так как в проект будут внесены коррективы, связанные с новыми предложениями по различным аквариумам, которых в семиэтажном здании будет порядка 50. При этом основной аквариум высотой до 10 метров будет вмещать 900 тыс. литров воды и предполагает сквозной проход-грот для посетителей. Однако, как и планировалось, к непосредственному строительству мы приступим в 2016 году. Средства на эти цели у нас есть.

- Получается, что к проведению в Калининграде матчей ЧМ-2018 вы успеете построить и сдать этот корпус?

- Для музея проект в виде земного шара, круглого, как футбольный мяч, был разработан задолго до того, как Калининград вошел в число городов России, где пройдет чемпионат. Наверное, это хорошее совпадение. Тем более что болельщиков футбола в городе будут привлекать не только сами матчи, но и такие объекты культуры и истории, как наш музей. И наше здание нового корпуса станет не только доминантой двух набережных реки Преголя, но и всего центра города. Таких уникальных строений в России сегодня нет и, наверное, не будет в ближайшие два года.

И это очень хорошо, так как туристов привлекают именно города-музеи, где есть множество исторических и культурных объектов. Поэтому наш музей развивается сразу на нескольких площадках, имеет планы по увеличению их числа.

Но сегодня нам очень не хватает площадей для новых экспозиций. Как пример, ситуация с нашим филиалом, который разместится в курортном Светлогорске в здании строящегося Театра эстрады. У нас там будет 5 тыс. кв. метров площадей. Казалось бы, очень много. Но мы уже знаем, какие экспозиции там будут развернуты. И получается, что мы бы не отказались еще от нескольких помещений.

При этом можно смело говорить, что город, который сегодня имеет лишь небольшой музей немецкого скульптора Германа Брахерта, получит музейную экспозицию мирового уровня. Идея ее создания родилась у нас еще много лет назад, когда нам было передано научное наследие выдающегося ученого-береговеда Всеволода Зенковича. Мы предложили в 2006 году создать в Светлогорске музей берега. И Министерство культы нас поддержало, но предложило отвести под музей часть помещений Театра эстрады, который тогда только задумывался. Сегодня, когда идет его строительство, мы знаем, как будем присутствовать там, что из себя представит наша экспозиция. Но это уже будет музей Балтийского моря, на берегу которого и стоит Светлогорск, уже давно получивший статус курорта федерального значения. И нам, калининградцам, должно быть неуютно, что он до сих пор не имеет достойного музея.

- Счастливая музейная судьба ждет и многострадальный плавучий маяк "Ирбенский", который долго был никому не нужен. Вам удалось получить его в собственность?

- Действительно, мы долго ждали, что этот уникальный корабль продолжит свою морскую жизнь в Кронштадте или Санкт-Петербурге. После того как в 2009 году маяк был выведен из состава Балтийского флота и по счастливой случайности не реализован на металлолом, он стоял в Ломоносове у причала. Вокруг него было много разговоров и споров, но не принципиальных решений. Даже Латвия хотела забрать его, заявив, что и для нее корабль имеет историческое значение, так как в свое время он стоял недалеко от порта Вентспилс.

В конце концов, власти Санкт-Петербурга окончательно отказались от маяка. В результате Музей Мирового океана был вынужден взять "Ирбенский" в собственность и плотно заняться его судьбой. Мы не могли допустить, чтобы уникальный и живой корабль навсегда исчез из морской истории России. Сегодня мы прорабатываем различные варианты его дальнейшей судьбы, которые осложняются многими проблемами.

Первым шагом станет прием корабля в федеральный Реестр, уже готова смета на докование. Мы убеждаем Министерство культуры, что нам срочно нужны деньги на этот ремонт, так как маяк имеет течь и может затонуть. Затем нам понадобятся средства на буксировку корабля в Калининград. Оказалось, что в Санкт-Петербурге этому уникальному судну нет места. А мы хотели его поставить на Неве рядом с ледоколом "Красин". Но ледокол сам там находится на птичьих правах. Поэтому планируя переход "Ирбенского" в Калининград, я надеюсь на местных спонсоров. Постановка плавучего маяка в центре города - это очень красиво. А если мы сумеем его полностью восстановить и оживить, а затем превратить в морское кафе, это будет совсем здорово.

- Выходит, что в Санкт-Петербурге ледокол "Красин" по-прежнему будет стоять на Неве в гордом одиночестве, хотя и мог бы получить музейного собрата?

- Увы, но это так. Хотя и у "Красина" есть особая миссия. В этом году во второй раз будет проведен Фестиваль ледоколов. В прошлом году это был первый в мире подобный фестиваль. Мы придумали этот морской праздник, который собрал тысячи людей, впервые поднявшихся на палубу ледоколов, в том числе атомного. Ведь в обычной жизни на его борт ступить простому жителю практически невозможно.

В этом году фестиваль пройдет под эгидой Морской коллегии России в конце апреля-начале мая и будет посвящен 70-летию Победы. Можно сказать, что "дедушка" ледокольного флота, наш "Красин", который принимал участие в Северных конвоях в годы Великой Отечественной войны, позовет к себе в гости своих внуков.

Однако не только наш музей многое делает для Северной столицы. На наше 25-летие музей Петергофа готовит нам, можно сказать, поистине царский подарок. Там формируется специальная и уникальная выставка "Петергоф - морская столица российских императоров". Для Калининграда, имеющего прямое отношение к Балтийскому флоту, это большая честь - принять такую экспозицию.

Для нас это важно и вот еще почему. Для нашего региона, отрезанного от России, любая такая выставка имеет принципиальное значение. Мы получаем возможность прикоснуться к истории государства непосредственно здесь, нам не надо ехать за тысячи километров в Москву или Санкт-Петербург, чтобы почувствоваться себя едиными со всей страной, ощутить ее исторические и духовные корни. И наш музей с этой задачей справляется весьма успешно.

- Когда вы говорите о новых экспозициях и экспонатах музея, хочется спросить - а огромный железный мост вам зачем?

- Так получилось, что одна из опор бывшего железнодорожного моста "Прегольский" находится на нашей территории. Мы выяснили, что для истории Калининграда он имеет большое значение, так как является первым стальным железнодорожным мостом Кенигсберга. Немцы построили его в 1865 году, и на тот момент он являлся чудом инженерной техники, так как был разводным и поворотным. Оригинальность его конструкций поражает и сегодня. Как можно было пройти мимо такого факта? Мы начали переговоры о его судьбе с Российскими железными дорогами, которым он пока принадлежит, но уже многие годы не используется по назначению и стоит без основного пролета. Сегодня принципиальное решение о передаче моста музею уже принято, завершается подготовка всех необходимых документов.

Мы этот мост возродим, вдохнем новую жизнь. Мы планируем сделать его пешеходным. Он соединит музей с другим берегом Преголи, на котором расположены два наших объекта - Фридрихсбургская крепость и будущее Морское собрание, которое мы намерены создать в бывшем здании автобронетанковой службы Балтфлота.

Когда мы введем мост в строй, в музей можно будет легко попасть с левого берега Преголи. Это должно стать хорошим стимулом для любознательных калининградцев из Московского района и прибывающих на Южный вокзал гостей города. Сегодня, чтобы попасть в музей, им приходится делать большой крюк через Эстакадный мост.

Мы обращаем внимание и на то, что левый берег Преголи является Философской дамбой, к которой имеет прямое отношение великий Кант. Уверена, в городе есть немало людей, к которым присоединятся и многочисленные туристы, желающие пройтись по исторической тропе Канта именно через старинный уникальный разводной мост.

- В свое время ваш музей придумал для Калининграда уже полюбившиеся праздники - День Селедки, День длинной колбасы. Кто вам мешает взять и праздник разводных мостов, которые будут разом подниматься по всему городу ночью хотя бы один раз в год?

- Сопротивляться такому празднику будут многие, так как транспортный коллапс в городе никому не нужен. Но при желании можно все четко спланировать и организовать. Поэтому мы принимает любые идеи, интересные для калининградцев.

Источник.

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов