Международный опыт

Проблемы морского наследия активно обсуждаются на международном уровне. Согласно Резолюции Парламентской Ассамблеи Европы 1168 (1998) "Вызовы будущего в развитии морской науки и технологий в Европе", европейское морское наследие определено как "состоящее из исторических судов (включая затонувшие суда), недвижимого наследия (порты, прибрежные морские. речные и канальные сооружения) и "документального наследия" (книги, архивы, картины, музыка и другие объекты) (пункт 8).

Новые научные открытия и технологии позволяют находить и возвращать археологические останки с морского дна (пункт 9).

Парламентская Ассамблея обратила внимание на необходимость использования специальных знаний в области науки и технологий при формировании европейской морской политики, которая предполагает и охрану морского наследия (подпункт (ii) пункта 14).

В октябре 2000 г. на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) был озвучен обширный доклад под названием "Морское и речное культурное наследие" , в котором рассматривались возможные угрозы и риски для наследия, связанные с развитием морской деятельности. В данном докладе предпринята попытка дать определение термина "морское и речное наследие".

Автор документа пишет, что "отчет называется "Морское и речное культурное наследие". В этом названии подчеркиваются два аспекта проблемы. С одной стороны, в нем есть особое упоминание о внутренних территориях (речное наследие). С другой стороны, что еще более важно, название "морское и речное культурное наследие" не ограничивается объектами, затонувшими в реках и морях.

Морское и речное наследие не сводится лишь к тому, что было утрачено и может быть заново выявлено. Название распространяется на культурные объекты, которые никогда не были затоплены или утрачены тем или иным путем, но могут быть утрачены, если не будут предприняты активные шаги по их сохранению.

Такими объектами являются вышедшие из употребления сооружения доков и гаваней, прибрежные укрепления (например предустьевые форты), маяки, дамбы и молы, рыболовецкие ловушки и рыбацкие поселки, суда, срок службы которых уже закончился, но которые могут быть сохранены в первозданном виде или даже в рабочем состоянии для частного или общественного использования в коммерческих, развлекательных или образовательных целях. Морское и речное наследие включает и связанные с кораблями традиции, от чисто технических, например приемов судостроения, до таких как декор кораблей и снаряжения, морские приметы, фольклор, матросские песни и т.п." .

По результатам обсуждения был принят документ-рекомендация № 1486 (2000) "Maritime and fluvial cultural heritage" в котором странам участницам ПАСЕ (включая Россию) предлагается обратить внимание на сохранение морского наследия.

Один из разделов обсуждаемой Евросоюзом объединенной морской политики посвящен формированию имиджа объединенной Европы на основе актуализации ее морского наследия. Политика констатирует, что именно море и морское наследие является одним из начал, которое объединяет все народы Европы и является основой их идентичности. Пункт 4.5. политики звучит "Raising the Visibility of Maritime Europe", что можно перевести как "привлечение внимания к морской деятельности Европы". В данном разделе говорится о том, что "интегрированная морская политика должна содействовать повышению имиджа морской деятельности и морских профессий.

Политика должна содействовать развитию европейского морского наследия, поддерживать морские сообщества, включая портовые города и традиционные рыболовецкие коммуны, также объекты, связанные с их деятельностью, и традиционные знания и навыки, развивать связи между сообществами, что будет способствовать распространению знаний о них и сделает эти сообщества более заметными".

Начиная с 2009 года в рамках объединенной морской политики учреждено ежегодное празднование Дня Морской Европы. К этому дню приурочено проведение крупного морского форума, на котором политики самого высокого уровня говорят о проблемах морской Европы. В 2010 г. такой форум состоялся в г. Гийон, Испания, (European Maritime Day Stakeholder Conference, 18 - 21 may, 2010).

На этом форуме активно обсуждались вопросы, связанные с изучением и сохранением морского наследия. В частности, обсуждались вопросы выстраивания интегрированных систем управления прибрежными территориями, включающие элементы морского культурного и природного наследия.

2 января 2009 года вступила в силу Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО в октябре 2001 года, которая предусматривает укрепление мер по охране затонувших кораблей, памятников истории и произведений искусства. Россия пока не присоединилась к данной конвенции и не начала никаких переговоров с представительством конвенции.

Во многих странах приняты специальные законы по охране морского наследия. Так, в США имеется федеральный закон об охране морского наследия "National Maritime Heritage Act" , закон об охране исторических маяков . Подобные законы, охраняющие национальное морское наследие, имеют большинство ведущих морских держав мира.

В ряде морских стран приняты специальные законы по охране маяков как объектов историко-культурного наследия. В России большинство исторических маяков, построенных в XIX - начале XX вв. находятся в крайне плачевном состоянии, не сохраняются и не осмыслены как объекты наследия.

В разных странах мира принято большое число законодательных актов относительно подводного наследия.

П.А.Филин

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов