Морские традиции русского севера

Проблема сохранения морского наследия России в очередной раз получила широкое обсуждение на прошедшем в Архангельске с 22 по 25 октября V Международном форуме «Во славу Флота и Отечества!».

В рамках форума состоялось расширенное заседание Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ. В повестке дня значились вопросы, связанные с сохранением объектов морской истории Русского Севера.
   
Председатель комиссии Вячеслав Попов отметил, что у Поморья - колоссальный задел в морских традициях. И, конечно, не случайно свою работу на архангельской земле Межведомственная комиссия  проводит уже во второй раз.

Нынешнее заседание было посвящено широкому спектру вопросов в сфере сохранения объектов морского наследия, таких как корабли-памятники, маяки, портовые сооружения. В работе комиссии приняли участие губернатор Архангельской области Игорь Орлов и заместитель министра культуры РФ, член Морской коллегии при Правительстве России  Григорий Пирумов.

В своём приветственном слове к собравшимся губернатор Игорь Орлов отметил:

- На Русском Севере есть много уникальных по красоте мест, которые представляют большой архитектурный, исторический и духовный интерес. В их числе – маяки, полярная гидрометеостанция и комплекс оборонных сооружений на архипелаге Новая Земля, крест экспедиции Георгия Седова 1913-1914 годов на архипелаге Земля Франца-Иосифа, первый каменный бастион России – Новодвинская крепость...

Власти Архангельской области уже готовы направить в Министерство культуры РФ документы о включении уникальных объектов, расположенных в высокоширотной Арктике, в госреестр объектов культурного наследия.

Активная работа в этом направлении началась еще в 2012 году. Министерство культуры Архангельской области организовало проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов, многие из которых в настоящее время требуют больших восстановительных либо реставрационных работ. Отдаленность территорий, визиты арктических туристов также осложняют обеспечение охраны объектов в Арктике.

В то же время эти сооружения — подлинное свидетельство освоения Россией Арктики, гражданского подвига моряков, ученых, исследователей... Многие из объектов поистине уникальны. По словам губернатора, сохранить эти объекты для потомков – задача государственной важности.

Кроме того в ближайших планах правительства региона – два крупных проекта. Первый – традиционное празднование юбилея полярных конвоев «Дервиш» в 2016 году в Архангельске, Северодвинске, Мурманске и Санкт-Петербурге. Второй – обращение в Правительство РФ с предложением учредить новую государственную награду: орден имени Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.

Об этих проектах на заседании Межведомственной комиссии  рассказал заместитель губернатора Архангельской области по региональной политике Сергей Ковалёв. Инициативу поддержал и принимавший  участие в заседании сенатор  Совета Федерации от Архангельской области Константин Добрынин.  Он высказал намерение обратиться со своей стороны к Президенту РФ Владимиру Путину.

С докладом о проблеме сохранения морского историко-культурного наследия на примере арктических особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на расширенном заседании Межведомственной комиссии по морскому наследию выступила заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика» Мария Гаврило.

По ее убеждению, проблема сохранения историко-культурного наследия в Арктике имеет свою специфику, и эффективно  решать многие вопросы возможно лишь при четком  взаимодействии Министерства природных ресурсов и экологии и Министерства культуры РФ.

За последние три года в национальном парке «Русская Арктика» проделана большая инициативная работа по изучению и разработке мер по сохранению историко-культурного наследия арктических архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Это стало возможным во многом благодаря наличию в штате парка профессионального историка (это единственный случай среди всех арктических ООПТ России) – сотрудника отдела науки Евгения Ермолова. При его активном участии удалось наладить рабочие отношения с Министерством культуры Архангельской области, по заказу которого проведена государственная историко-культурная экспертиза восьми объектов с признаками историко-культурной ценности, находящихся на территории парка и заказника.

О проблемах, возникающих при  проведении подобных экспертиз для арктических территорий, рассказал профессор института архитектуры и дизайна Сибирского Федерального университета Александр Слабуха. Им впервые была проведена экспертиза объектов, находящихся на арктических островах, и вынесено положительное заключение: все восемь объектов (полярная гидрометеостанция в бухте Русская гавань о. Северный, комплекс оборонительных сооружений и маяк на мысе Желания (Новая Земля), руины зимовья американской экспедиции 1898-99 гг. под начальством В. Уэлмана (мыс Тегетхоф о. Галля), комплекс объектов на мысе Флора (о. Нортбрука), комплекс объектов полярной станции Бухта Тихая, комплекс захоронений и крест экспедиции Георгия Седова 1913-1914 гг. (о. Гукера) на архипелаге Земля Франца-Иосифа) признаны памятниками федерального значения.



Маяки Русского Севера - тоже объекты культурного наследия.  И тоже нуждаются в защите. Это – тезисы выступления начальника отдела научно-исследовательской и просветительской работы Северного морского музея Ивана Катышева. По его словам, на берегах Белого и Баренцева морей насчитывается 67 огней и навигационных знаков.   В пределах Архангельской области специалистами музея были определены 7 маяков, которые можно смело отнести к объектам морского культурного наследия и сохранить для будущих поколений россиян.

В ходе заседания Межведомственной комиссии была заслушана информация о дальнейшей судьбе обнаруженного ледокольного парохода «Александр Сибиряков», затонувшего в 1942 году в результате нападения немецкого крейсера «Адмирал Шеер».

Транспорт «Александр Сибиряков» погиб 25 августа 1942 года, приняв неравный бой с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», к западу от архипелага Норденшельда в Карском море. Как и положено ветерану полярных экспедиций, он погиб геройски, достойно, не спустив флага перед грозным противником, отвечая своими двумя 76-миллиметровыми пушками на смертельные залпы башен 280-миллиметровых орудий крейсера. И своей жизнью, и своей смертью «Александр Сибиряков» доказал силу духа и силу воли русских полярников и моряков.
Спасательное судно «Спасатель Заборщиков» в район выполнения поисковых работ пришло 19 сентября, через 72 года с момента подвига. По словам директора ООО «Фертоинг» - организатора экспедиции – Артема Мельникова, поисковые работы осложняли погодные условия. Тем не менее участникам похода удалось справиться с поставленной задачей и найти место гибели «Сибирякова».



Второй целью экспедиции был поиск транспорта «Марина Раскова» и кораблей сопровождения, составлявших Арктический конвой Белое море – Диксон «БД-5».

8 августа 1944 года в составе конвоя БД-5 транспорт «Марина Раскова» в сопровождении трех тральщиков ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118 вышел из порта Молотовск (ныне Северодвинск) в направлении порта Диксон. На борту было более 6500 тонн груза и 420 человек команды и пассажиров. Вечером 12 августа транспорт «Марина Раскова» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-365. Во время проведения операции по спасению пассажиров и экипажа транспорта были торпедированы и затонули тральщики ТЩ-118 и ТЩ-114. Ночью 13 августа транспорт «Марина Раскова» был повторно атакован двумя торпедами и затонул. В общей сложности погибло 376 человек.



24 сентября 2014 года спасательное судно «Спасатель Заборщиков» прибыло в район проведения поисковых работ, и уже через 4 часа при выходе на поисковый галс были обнаружены останки корабля, по своим размерениям схожие с транспортом «Марина Раскова». После сгущения сетки поисковых галсов и получения новых гидроакустических снимков стало окончательно ясно, что транспорт «Маргарита Раскова» найден.  Теперь предстоит большая работа по увековечиванию памяти погибших экипажей…

В ходе заседания Межведомственной комиссии  с докладом о выполнении решений Морской коллегии при Правительстве РФ по сохранению объектов морского наследия выступила Генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.

По словам Светланы Геннадьевны, большинство решений коллегии выполнено. Решена, в частности, судьба единственного плавучего маяка России «Ирбенского». Он передан Министерству культуры и будет сохранен. Направлено в ремонт аварийно-спасательное судно Черноморского флота «Коммуна», которое в следующем году отметит свой столетний юбилей. Определен официальный статус музейных судов, ведется большая и кропотливая работа по формированию реестра объектов морского наследия. В то же время не решен вопрос о награждении государственными наградами кораблей-ветеранов Российского флота. К сожалению, борта таких легендарных судов как ледокол «Красин», АС «Коммуна», принимавших непосредственное участие в событиях Первой и Второй мировых войн, украшают не ордена, а следы от вражеских осколков и снарядов.

Вспомнить о свидетелях морских сражений в преддверии 70-летия Великой Победы – долг ныне живущих. Впрочем, то обстоятельство, что проблемы сохранения морской истории России находятся в поле зрения Правительства государства, позволяет надеяться на то, что  будущие поколения россиян вырастут настоящими патриотами своего Отечества. Не случайно накануне заседания Межведомственной комиссии в рамках Форума «Во славу Флота и Отечества!» прошло подписание Меморандума о взаимодействии представителей морских и речных портовых городов России.

Подводя итоги состоявшегося Форума и работы Межведомственной комиссии, заместитель министра культуры РФ, член Морской коллегии при Правительстве России  Григорий Пирумов высоко оценил активную позицию участников мероприятия, отметив актуальность вынесенных в повестку дня вопросов и выразив уверенность, что многие озвученные на Форуме инициативы получат поддержку государства.

А.М.Буданов

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов