В Санкт-Петербурге прошел II Международный конгресс Евразийской морской истории

Археологи России и Турции предлагают поднять и музеефицировать флагманы Чесменской битвы

"Оба корабля находятся в территориальных водах Турции, поэтому должны быть музеефицированы на ее территории", - считает президент Международной ассоциации морских исследований, главнокомандующий военно-морскими силами Республики Турция адмирал Метин Атач.

В интервью он высказал мнение, что реализация проекта "потребует привлечения больших интеллектуальных и финансовых ресурсов", так как прежде чем приступать к планированию будущего музея ученым двух стран предстоит проделать огромную архивную работу.

В чем сложности реализации проекта

Руководитель комиссии по морскому, речному наследию Московского областного отделения Русского географического общества Сергей Фазлулин предложил привлечь к реализации проекта также комиссии по делам ЮНЕСКО России и Турции.

"Качественная консервация и музеефикация потребует миллионы и миллионы, это можно делать, только если есть деньги", - убежден руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции Петр Сорокин. "Поднять судно, а затем думать где взять деньги, чтобы законсервировать его сохранившиеся под водой фрагменты, равносильно уничтожению памятника культурного наследия", - считает он.

"Прежде чем что-либо поднимать, нужно задокументировать находку в трехмерном варианте, чтобы даже через 100 лет можно было установить, в каком виде она была найдена. Пролежавшую в морской глубине долгие годы древесину нужно консервировать, не высушивая, иначе извлеченные артефакты обречены. Они просто рассыплются", - отметил Сорокин.

Свою позицию он проиллюстрировал фотографиями нескольких пострадавших и даже утраченных экспонатов. При этом он отметил работу турецких коллег, обследовавших подводные объекты Чесменского сражения, результатом чего стала выставка в местном музее. Он предложил также провести обследование всех кораблей, затонувших в ходе всех морских сражений русско-турецких войн, усилиями двух стран.

Проект поднятия и музеефикации флагманов российского и турецкого флотов в Чесменской битве обсуждался и прежде российскими и турецкими подводными археологами, но 2 года назад контакты прервались.

О Чесменском сражении

Чесменская битва состоялась 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года возле в Чесменской бухте между русским и турецким флотами. В ходе сражения 5 июля 1770 года адмирал Спиридонов бросил флагман российского флота против турецкого флагмана. В результате многочисленных попаданий на "Святом Евстафии" начался пожар, затем флагманы сцепились бортами, начался абордаж. Огонь со "Святого Евстафия" перекинулся на "Реал Мустафу", и вскоре оба корабля взорвались и пошли ко дну. В настоящее время корабли "Святой Евстафий" и "Реал Мустафа" лежат на глубине 40 метров и представляют собой единый объект.

Чесменская битва завершилась 7 июля. По ее итогам Османская империя лишилась большей части флота. В честь победы России в битве была возведена величественная Чесменская колонна в Царском Селе (ныне город Пушкин).

23 июля в рамках II международного конгресса евразийской морской истории представители городов Чешма (Чесма в старинном варианте) и Пушкина подписали протокол о намерении установить побратимские отношения.

Подводные археологи опровергли норманнскую теорию возникновения Российского государства

Выводы сделаны на основании 12-летних исследований внутренних водных путей. Как утверждают ученые, среди обнаруженных подводных объектов нет характерных для скандинавов килевых судов.

Находки ученых, сделанные на реках и озерах северо-запада России, не подтверждают норманнскую теорию возникновения Российского государства. Найденные лодки скорее похожи на древнегерманские, при этом ученые не нашли ни одного скандинавского килевого судна.

"Норманнская теория распространилась в XVII веке в эпоху Великой Швеции, когда эта страна имела колонии в Америке и Африке и короткое время владела Новгородом", - отметил руководитель проекта "Подводное наследие России" Андрей Лукошков и добавил, что, судя по находкам, "Рюрик мог быть скорее выходцем из северной Германии, чем со Скандинавского полуострова".

Он пояснил, что среди 500 обнаруженных затонувших кораблей большинство составляют струги - выдолбленные лодки с наращенными бортами, а также два вида плоскодонных судов типа "река-море".

Лукошков сказал, что на реках Нева, Волхов, Луга, Нарова, Великая, Пярну, Даугава встречаются одни и те же типы судов, которые имеют много общего с лодками северной Германии, казацкими стругами XVI-XVII веков, а некоторые детали идентичны древнеримским и древнеегипетским.

Самая древняя находка ученых - 17-метровое судно в русле реки Волхов. По словам Лукошкова, оно имеет возраст несколько тысяч лет. Точнее дату определить пока не удается, так как для этого необходимо поднять судно из воды, что нанесет артефакту непоправимый ущерб. Это будет сделано после решения вопроса о музеефикации и консервации уникального объекта.

На данный момент группе исследователей под руководством Лукошкова удалось исследовать за 12 лет не более 10% внутренний водных путей России.

"Нужны комплексные исследования в области языкознания, археологии, генетики, технологии, чтобы понять, как распространялись и какими народами у каких заимствовались судостроительные технологии, характерные для наших находок", - сказал исследователь на II Международном конгрессе евразийской морской истории.

Источник: tar-tass.com

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов