Прибрежные объекты

Россия, берега которой омываются 12 морями, принадлежащими бассейнам 3-х океанов - Атлантического (Балтийское, Черное, Азовское), Северного Ледовитого (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Тихого (Берингово, Охотское, Японское) и бессточного Каспийского моря, обладает огромным количеством памятников морского наследия, требующих немедленных действий по их сохранению и изучению.

Многие из них пока не осмыслены как объекты наследия (исторические портовые сооружения, форты, доки и др.) и могут быть утрачены в ходе реализации проектов развития.

Номенклатура объектов морского наследия (прибрежных объектов и морских мемориалов)

1. Памятные места:

  • места, связанные с морской славой - места сражений, дислокации войск и ставок, ведения переговоров, и пр.
  • места, связанные с историей освоения новых территорий (материальные свидетельства первопроходцев - строения, места захоронений, памятные места высадки экспедиций, четко локализуемые места, описанные первопроходцами, территории, названные в честь отечественных первопроходцев).
  • места и объекты, связанные с жизнью выдающихся мореплавателей и первопроходцев (мемориальные дома, храмы, усадьбы и пр.).

2. Памятники и мемориальные комплексы:

  • морские храмы, часовни
  • памятники, бюсты, мемориальные доски, захоронения
  • скверы, аллеи, улицы и пр.
  • места, связанные с событиями морской истории

3. Морские города и поселения
4. Иcторические порты
5. Фортификационные сооружения
6. Маяки, береговые знаки
7. Гидротехнические сооружения - набережные, каналы, волнорезы, дамбы, доки и пр.


Объекты морского наследия - это очевидные свидетельства морской истории и морской славы отечества, выполняют важнейшую функцию консолидации морского сознания нации и могут играть существенную роль в развитии морской деятельности в России. Объекты морского наследия в международном масштабе (включая Арктику и Антарктику) - это символы присутствия и активной морской деятельности Российского государства в Мировом океане.

Важно также учесть, что при активном развитии морской деятельности, объекты морского наследия могут оказаться под воздействием. Соответственно, чтобы не допустить негативных воздействий, необходимо проводить работы по выявлению и изучению объектов.

Зачастую, объекты морского наследия оказываются вне поля зрения органов охраны из-за того, что воспринимаются как обыденные - это набережные, каналы, доки, причалы, маяки, гавани и т.п.; комплексные объекты - морские речные порты и города. Как правило, таким объектам не придается значения, они не попадают в программы по охране объектов, зачастую разрушаются, переобустраиваются без учета историко-культурной ценности и пр.

Ярким примером комплексного объекта морского наследия является Кронштадт, который можно рассматривать как "памятник гидротехники под открытым небом" и как уникальный объект с точки зрения фортификации. Кронштадт в целом находится в запущенном состоянии.

К морским крепостям относится укрепления Выборга, построенные на берегу Финского залива, Новодвинская крепость (Архангельск), находящаяся ныне в полуразрушенном состоянии. В прошлом году был урегулирован правовой статус, Архангельский краеведческий музей начал проводить там археологические и реставрационные работы.

Во Владивостоке крепость была упразднена еще в 1923 г., однако в следующем десятилетии там был создан морской оборонительный район, в виде системы береговых батарей. В настоящее время в одном из сохранившихся объектов действует музей "Владивостокская крепость". В Петропавловск-Камчатском также существовала крепость, однако информации о наличии потенциальных объектов наследия и их сохранности практически нет.

Важной частью морского наследия России являются объекты, расположенные за рубежом (Порт-Артур, Цусима, захоронения русских моряков в разных регионах мира, российские объекты на Аляске, Гавайях, в Калифорнии и пр.).
Отдельного внимания заслуживают русские объекты морского наследия, оказавшиеся в "ближнем зарубежье" - Черноморские города Севастополь, Керчь, Одесса, Балтийские города - Таллин (Эстония), Усть-Двинск, Либава (Латвия). Активные действия России по поддержке российского культурного наследия в этих городах будет производить огромный положительный политический эффект.

Пути решения проблем

  • Необходимо формировать реестр объектов морского наследия.
  • Частью такого реестра может стать проект "Морской мемориал России", который в едином виде представит объекты морской славы России по всей территории страны, включая ее внутренние районы, где имеется большое количество памятников, мемориальных мест, связных с жизнью и деятельностью выдающихся мореплавателей.
  • Необходимо формирование Атласа морского наследия России.

МАЯКИ

Только по предварительным данным на берегах морей, омывающих РФ, расположено около 350 маяков, из них порядка 200 маяков и навигационных знаков, можно отнести к объектам морского наследия, представляющим историческую и культурную ценность для России. По различным причинам, останавливаться на которых не имеет смысла, состояние маячных сооружений катастрофически ухудшается. Точнее оно уже стало катастрофическим.

Мало того, что большинство зданий и сооружений обветшало и требует капитального восстановительного ремонта, но и те объекты, которые ремонтируются, в процессе ремонта варварски переделываются, что приводит к их утере, как памятников.

В состав охраняемого маячного фонда предлагается включить:

  • Маячные башни, которые и являются основным предметом культурного наследия.
  • Маячно-технические здания, где размещается (размещалась) аппаратура энергообеспечения маячного городка, а также аппаратура технических средств навигационного оборудования.
  • Жилые дома маячнослужащих.
  • Территории маячных городков.
  • Гидротехнические сооружения (причалы, слипы и т.д.).
  • Вспомогательные сооружения (хранилища, подсобки и т.д.).
  • Светооптическая аппаратура.
  • Средства энергообеспечения (ведь маячный городок, как правило, находился на автономном обеспечении).
  • Другие вспомогательные механизмы.
  • Маячная документация.

Подавляющее большинство маяков находится на балансе Министерства обороны (более 90%). Остальные - в Министерстве транспорта (около 8%) и других собственников.

Министерству обороны большинство данных объектов с точки зрения использования именно в целях обеспечения обороноспособности страны не представляет интереса. А тем более, абсолютно чуждо выделение дополнительных средств на их реставрацию и содержание, как памятников. В связи с принадлежностью к военному ведомству посещение маяков обычными гражданами так же практически не возможно, так как разрешение на каждое конкретное посещение необходимо запрашивать у начальника ГШ ВС.

Министерству транспорта просто не до маяков-памятников. Они содержатся по остаточному принципу и то, в основном для того, чтобы оправдать присваивание средств, взимаемого с судов маячного сбора, который расходуется не на маяки, а на другие, более актуальные (по мнению Минтранса) цели.

Министерство культуры не проявляет инициативы, прикрываясь положениями Федерального Закона РФ №73-ФЗ от 25 июня 2002 года. По данному закону основная обязанность по регистрации памятников фактически возложена на их собственников. Таким образом получается, что маяки России ни одному из трех указанных ведомств не нужны.

Лишь по 13 из 200 маяков по ходатайству ГУНиО МО были приняты решения соответствующих государственных органов по их охране, как памятников. Наиболее успешно, казалось бы, обстоят дела в Санкт-Петербурге. Все восемь объектов включены в Приказ председателя ГИОП. Однако в настоящее время вызывает обеспокоенность принятых под охрану государством в 2001 году маяков створа Кронштадтских маяков (бывших Николаевских). Эти три маячных сооружения, построенные в 1891 и 1915 годах, более 100 лет указывали путь по одному из фарватеров, ведущих в Санкт-Петербург. Со строительством дамбы и изменением фарватера, они выведены из эксплуатации. Практически брошены.

Что же говорить о других регионах. Так, например, в Финском заливе из 21 объекта ни один даже не принят под охрану, на остальной Балтике из четырех - только один, на Баренцевом море - один из сорока, на Белом море - ни одного из 33, на Дальнем Востоке - два из шестидесяти, на Черном и Азовском морях - ни одного из 16, на Каспии - один из пяти.

А ведь возраст многих из них исчисляется веками. До 1800 года основано 7 маяков, 58 маяков основано с 1801 года по 1900 год, 35 - с 1901 года по 1917 год, 27 - с 1918 по 1941. 29 маяков, хоть и основаны после 1941 года, но представляют собой уникальные сооружения, а дата основания 23 маяков пока еще не известна. Модно предположить, что они основаны еще раньше XVIII века.

Особую тревогу вызывает последний плавмаяк - "Ирбенский". С распадом СССР плавмаяк переведен в Ломоносов. Уникальное судно было заброшено, а затем списано и готовится к разделке на металл. А ведь это единственный еще уцелевший, последний плавучий маяк, пока еще имеющийся в России.

Предложения:
Постановлением правительства РФ обязать Министерство культуры совместно с Министерством обороны и Министерством транспорта - провести историко-культурную экспертизу всего маячного фонда с целью определения объектов, представляющих историческую и культурную ценность для государства.

Министерству культуры выявленные маяки-памятники включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Министерству обороны и Министерству транспорта - определить перечень маяков-памятников, которые необходимы для обеспечения обороноспособности и безопасности мореплавания и требуют особого режима доступа.

Остальные маяки-памятники передать с баланса МО РФ и Минтранса другим собственникам (как посредством аукционов, так и напрямую музеям и т.д.).

Росохранкультуре обеспечить соблюдение всеми собственниками маяков-памятников, в т.ч. МО РФ и Минтрансом, законодательства в области охраны культурного наследия.

Президент "Фонда "Маячный""
Сергей Малеев

МОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖАМИ РОССИИ

Важной частью морского наследия России являются объекты, расположенные за рубежом (Порт-Артур, Цусима, захоронения русских моряков в разных регионах мира, российские объекты в Европе, Тунисе, на Аляске, Гавайях, в Калифорнии и пр.).

Отдельного внимания заслуживают русские объекты морского наследия, оказавшиеся в "ближнем зарубежье" - Черноморские города Севастополь, Керчь, Одесса, Балтийские города - Таллин (Эстония), Усть-Двинск, Лиепая (Латвия). Активные действия России по поддержке российского культурного наследия в этих городах будет производить огромный положительный политический эффект.

Необходимо помнить и о кораблях волею судьбы оказавшихся за границей и ставших музеями и объектами развлекательных комплексов. Многие из этих кораблей являются уникальными. К сожалению, имеют место случаи, когда экспозиции устроенные в таких кораблях создают неприглядный образ русского моряка и работают как инструмент антироссийской пропаганды.

Пути решения проблем:

  • Создание реестра объектов морского наследия. Частью такого реестра может стать проект "Морской мемориал России", который в едином виде представит объекты морской славы России по всей территории страны, включая ее внутренние районы, где имеется большое количество памятников, мемориальных мест, связных с жизнью и деятельностью выдающихся мореплавателей.
  • Разработка критериев определения историко-культурной ценности морских объектов.
  • Создание Атласа морского наследия России.

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов