Исторический флот

Исторический флот

"Судно - единственное человеческое творение,
которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное.
Кому присваивается имя собственное в этом мире?
Только тому, кто имеет собственную историю жизни, существу с судьбой,
имеющему характер, отличающемуся ото всего другого сущего."
В.В. Конецкий "Лети, корабль!"

Исторические корабли и суда в России:

  • Корабли-музеи    
  • Исторические суда в эксплуатации    
  • Корабли-монументы    

Человечество уже несколько тысячелетий "одушевляет" корабли, давая им имена. Но, несмотря на это, подавляющее большинство кораблей и судов, построенных за сотни веков, были утрачены безвозвратно. Отслужившие свой срок суда либо разрушались естественным путем, либо, несмотря на заслуги, бывали разобраны или затоплены, Такова участь кораблей и судов во всех странах и во все времена.

Попытки сохранять корабли и суда в качестве памятников известны в мировой и российской истории. В России сбережением судов и кораблей, носителей морской славы, впервые озаботился Петр I. Уже в 1719 году в Санкт-Петербурге в Кронверкской протоке стояли: выведенные из эксплуатации первый фрегат Балтийского флота "Штандарт", шнява "Мункер", трофейные - фрегат "Элефант" и шнява "Астрильд".

7 февраля 1722 г. Петр I записал в книге приказов воеводы Семена Барятинского "указ воеводам переславским" об охране судов переславль-залесской потешной флотилии. К 1732 году число сохраняемых кораблей перевалило за два десятка, несмотря на убыль (сгнившие суда разбирались - методы сохранения были не совершенны).

Сегодня в России сохранилось лишь очень небольшое число исторических кораблей и судов. Только два корабля являются федеральными памятниками.

Первоочередные действия по защите исторического флота России

  • Скорейшее придание статуса федеральных памятников судам "Седов", "Крузенштерн", "Коммуна" и "Н.В.Гоголь"
  • Определение критериев и создание реестра исторических судов.
  • Выявление останков судов и кораблей, еще подлежащих восстановлению, стоящих по берегам морей, рек и других водоемов нашей необъятной страны.
  • Проведение юридического анализа Федеральных Законов № 73 "Об объектах культурного наследия", № 54 "О музейном фонде и музеях" и № 150 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" - на предмет возможной их актуализации применительно к охране исторических кораблей и судов. И/или разработка необходимых подзаконных актов действующих в этом направлении.
  • Cоздание системы мер по своевременному выявлению, сохранению, изучению и музеефикации исторически ценных кораблей, судов и другой морской техники, характеризующей различные этапы развития отечественного судостроения, достижения промышленности и технологий.
  • Изучение зарубежного опыта сохранения морского наследия. Взаимодействие с организацией Европейское Морское Наследие.

Исторический флот России можно разделить на категории

  • Исторические суда и корабли в эксплуатации.
  • Корабли- и суда-музеи.
  • Корабли-монументы.
  • Суда и корабли, выведенные из эксплуатации, ожидающие своей участи.
  • Кладбища кораблей.

Исторический судомоделизм

Создание моделей судов имеет более чем 5000-летнюю историю. Древнейшие модели лодок из дерева и керамики относятся к додинастическому периоду Древнего Египта.

Исторический судомоделизм как явление уникален. История развития ни одной другой сферы человеческой деятельности, не нашла своего воплощения в объемных моделях, иллюстрирующих развитие отрасли более чем за 50 веков!

На протяжении десятков столетий моделям судов придавался сакральный смысл. Они помогали душам умерших преодолеть реку забвения, позже, размещенные в храмах, выполняли функции хранителей своих полномасштабных прототипов и их команд. Сегодня модели кораблей и судов продолжают оставаться хранителями - хранителями истории, хранителями прошедшего в наступившем будущем.

Современный исторический судомоделизм представляет собой синтез глубокого научного познания в сфере истории, техники и судостроения - с одной стороны и талантливого художественного воплощения - с другой. Настоящие модели определяются словом "творчество", они оставляют заметный след в культуре человечества.

Сообщество людей, посвятивших себя этому роду творчества, является живым, активно саморазвивающимся банком знаний об истории взаимодействия Человечества и Мирового океана. Поддержка этого сообщества также необходима, как сохранение музеев, библиотек и архивов.

Судомоделизм - вид технического творчества, значение которого для сохранения и популяризации морских традиций, воспитания молодежи, трудно переоценить. Судомоделизм обладает огромным образовательным потенциалом, полностью погружающим человека в атмосферу, связанную с "морской деятельностью". А, как искусство, он способен глубоко воздействовать на эмоциональную сферу, формируя "морское сознание" ребенка.

Во времена ДОСААФ судомоделизм как вид технического творчества культивировался государством в рамках военно-патриотического воспитания. Поэтому, в отличие от судомодельного движения в Европе, в России есть остатки некогда развитой сети судомодельных кружков, доставшейся в наследство от СССР. Это возможность развивать будущие кадры морского комплекса России с самого детства. Но сеть кружков катастрофически сокращается.

Рекомендации

  • Необходима поддержка существующих и расширение сети судомодельных кружков: не только укомплектовать их штатом достойно оплачиваемых преподавателей, но и оснастить в соответствии с современными стандартами. поддержка региональных кружков судомоделистов при участии в конкурсах и соревнованиях по аналогии с творческими коллективами и спортивными командами.
  • Насущная задача - оцифровка российских морских архивов и публикация материалов в сети. Сегодня доступ к информации об отечественном судостроении и морской истории крайне затруднен. Копирование чертежей в архивах, оказывается непосильной для судомоделистов задачей в связи с очень высокой стоимостью копировальных работ и труднопроходимой процедурой их поиска и заказа.
  • Созрела необходимость создания учебной программы для вузов по специальности "судомоделист-реставратор" и открытие соответствующих выпускающих кафедр. В России формально не существует профессии "судомоделист-реставратор", модели в музеях реставрируются не профессионалами. Высочайшего уровня профессионалы, создающие новые модели для музеев, c юридически - лишь любители, не имеющие диплома о профильном образовании.
  • Необходимо формирование государственного заказа на создание моделей, как для пополнения морских музеев, так и для украшения морских учебных заведений, кабинетов чиновников госаппарата.

Историческое судостроение

Под историческим судостроением понимается строительство копий (реплик) исторических судов, традиции и опыт постройки которых был утрачен. Соблюдение исторических технологий - важнейший критерий "историчности" постройки.

Строительство копий исторических судов имеет 150-летнюю историю. В России первая реплика была спущена на воду в 1903 году. В канун празднования 200-летия Санкт-Петербурга была построена галера принявшая участие в торжествах.

В большинстве стран важность всех задач решаемых строительством реплик давно осознана и деятельность по строительству и эксплуатации таких судов активно поощряется. К сожалению, этого нельзя сказать о России.

Сегодня наша страна обладает признанными в мире мастерами и традициями строительства реплик исторических судов. В Петрозаводске действуют верфи, занимающихся строительством судов-реплик. Клуб "Полярный Одиссей" , верфь "Варяг". В Санкт-Петербурге активную деятельность ведет НП "Проект "Штандарт", осуществляющий большую воспитательно-просветительскую работу, в центре которой плавания на реальном судне - фрегате "Штандарт".

К сожалению, работа тормозится целым ядом обстоятельств - прежде всего это юридические аспекты, связанные с несовершенством законодательства в части традиционного и исторического судостроения и судоходства в России. Отсутствие понимания чиновников разного уровня и невнимание к этим проблемам со стороны властей в меньшей степени - недостаток средств.

Отсутствие законов значительно уменьшает интересы потенциальных инвесторов и почти полностью исключает возможности государственного финансирования.

Основные задачи в области исторического судостроения

  • Содействовать организации и проведению работ по изучению и популяризации допетровского судостроения и современного народного судостроения.
  • Местным администрациям обратить внимание на деятельность лодочников и поощрять их деятельность.
  • Активнее внедрять программы по традиционному судостроению в образовательные программы всех уровней. В селах - обучение у мастеров-лодочников в рамках общеобразовательной программ. Обучившиеся у них дети - это источник будущих кадров морского направления. Внедрение программ в обучение в колледжах и морских вузах.
  • Учитывая, что суда-реплики являются визитными карточками государств на многочисленных международных фестивалях судов оказать государственную поддержку судам-репликам, ответствующих набору стандартов.
  • Организовать периодические фестивали старинных судов - парусных судов на территории РФ.
  • Оказывать государственную поддержку судам-репликам и историческим судам в участии в международных фестивалях.
  • Проработать законодательство РФ в отношении исторических, традиционных судов и судов-реплик (возможно и закон РФ "Об историческом флоте России", "О регистре исторических судов".
  • Разработка стандартов для судов-реплик.

Традиционное судостроение

Традиционное народное судостроение - это область народной культуры, связанная со строительством средств передвижения по воде на основе технологий, знаний и опыта, передаваемых из поколении в поколение.

К сожалению необходимо признать, что традиционное судостроение - это исчезающая область народной культуры. С каждым годом таких судов становится все меньше и меньше. Прекращается передача знаний от поколения к поколению. Традиция народного судостроения умирает даже там, где до сих пор живы и здравствуют ее носители.

Использование водных магистралей России с их огромной протяженностью породило бесконечное разнообразие типов деревянных судов. К настоящему времени подавляющее большинство их безвозвратно утрачено.

Мастера-лодочники, строящие суда по старинным технологиям, обладают уникальным опытом и знаниями, которые являются частью нашей культуры. Зачастую, эти мастера не известны за пределами своего района, их знания не становятся достоянием широкого круга общественности, и уходят от нас, не оставляя наследников.

Строительство и эксплуатация традиционных судов позволяет привлекать широкие слои населения и в особенности молодежь, к освоению морской практики, морским профессиям, увеличивая, тем самым, кадровый потенциал морского флота.

Комплекс задач, решаемый традиционным судостроением:

  • Образовательные: обучение навыкам судостроения, знакомство с историей судостроения, опыт морской практики.
  • Научные: Исторический поиск, исследование и исторический эксперимент, изучение старинных технологий судостроения.
  • Просветительские: Знакомство широкой общественности со славными страницами истории судостроения и судоходства, старинными технологиями
  • Воспитательные: Проекты, связанные с историей судостроения и судоходства вызывают чувство гордости и воспитывают уважение к собственным традициям и истории.
  • Развитие туризма.

© 2014 Морское Наследие России. Все права защищены.
Авторизация для редакторов