"Судно - единственное человеческое творение,
которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное.
Кому присваивается имя собственное в этом мире?
Только тому, кто имеет собственную историю жизни, существу с судьбой,
имеющему характер, отличающемуся ото всего другого сущего."
В.В. Конецкий "Лети, корабль!"
Исторические корабли и суда в России:
Человечество уже несколько тысячелетий "одушевляет" корабли, давая им имена. Но, несмотря на это, подавляющее большинство кораблей и судов, построенных за сотни веков, были утрачены безвозвратно. Отслужившие свой срок суда либо разрушались естественным путем, либо, несмотря на заслуги, бывали разобраны или затоплены, Такова участь кораблей и судов во всех странах и во все времена.
Попытки сохранять корабли и суда в качестве памятников известны в мировой и российской истории. В России сбережением судов и кораблей, носителей морской славы, впервые озаботился Петр I. Уже в 1719 году в Санкт-Петербурге в Кронверкской протоке стояли: выведенные из эксплуатации первый фрегат Балтийского флота "Штандарт", шнява "Мункер", трофейные - фрегат "Элефант" и шнява "Астрильд".
7 февраля 1722 г. Петр I записал в книге приказов воеводы Семена Барятинского "указ воеводам переславским" об охране судов переславль-залесской потешной флотилии. К 1732 году число сохраняемых кораблей перевалило за два десятка, несмотря на убыль (сгнившие суда разбирались - методы сохранения были не совершенны).
Сегодня в России сохранилось лишь очень небольшое число исторических кораблей и судов. Только два корабля являются федеральными памятниками.
Первоочередные действия по защите исторического флота России
Исторический флот России можно разделить на категории
Создание моделей судов имеет более чем 5000-летнюю историю. Древнейшие модели лодок из дерева и керамики относятся к додинастическому периоду Древнего Египта.
Исторический судомоделизм как явление уникален. История развития ни одной другой сферы человеческой деятельности, не нашла своего воплощения в объемных моделях, иллюстрирующих развитие отрасли более чем за 50 веков!
На протяжении десятков столетий моделям судов придавался сакральный смысл. Они помогали душам умерших преодолеть реку забвения, позже, размещенные в храмах, выполняли функции хранителей своих полномасштабных прототипов и их команд. Сегодня модели кораблей и судов продолжают оставаться хранителями - хранителями истории, хранителями прошедшего в наступившем будущем.
Современный исторический судомоделизм представляет собой синтез глубокого научного познания в сфере истории, техники и судостроения - с одной стороны и талантливого художественного воплощения - с другой. Настоящие модели определяются словом "творчество", они оставляют заметный след в культуре человечества.
Сообщество людей, посвятивших себя этому роду творчества, является живым, активно саморазвивающимся банком знаний об истории взаимодействия Человечества и Мирового океана. Поддержка этого сообщества также необходима, как сохранение музеев, библиотек и архивов.
Судомоделизм - вид технического творчества, значение которого для сохранения и популяризации морских традиций, воспитания молодежи, трудно переоценить. Судомоделизм обладает огромным образовательным потенциалом, полностью погружающим человека в атмосферу, связанную с "морской деятельностью". А, как искусство, он способен глубоко воздействовать на эмоциональную сферу, формируя "морское сознание" ребенка.
Во времена ДОСААФ судомоделизм как вид технического творчества культивировался государством в рамках военно-патриотического воспитания. Поэтому, в отличие от судомодельного движения в Европе, в России есть остатки некогда развитой сети судомодельных кружков, доставшейся в наследство от СССР. Это возможность развивать будущие кадры морского комплекса России с самого детства. Но сеть кружков катастрофически сокращается.
Рекомендации
Под историческим судостроением понимается строительство копий (реплик) исторических судов, традиции и опыт постройки которых был утрачен. Соблюдение исторических технологий - важнейший критерий "историчности" постройки.
Строительство копий исторических судов имеет 150-летнюю историю. В России первая реплика была спущена на воду в 1903 году. В канун празднования 200-летия Санкт-Петербурга была построена галера принявшая участие в торжествах.
В большинстве стран важность всех задач решаемых строительством реплик давно осознана и деятельность по строительству и эксплуатации таких судов активно поощряется. К сожалению, этого нельзя сказать о России.
Сегодня наша страна обладает признанными в мире мастерами и традициями строительства реплик исторических судов. В Петрозаводске действуют верфи, занимающихся строительством судов-реплик. Клуб "Полярный Одиссей" , верфь "Варяг". В Санкт-Петербурге активную деятельность ведет НП "Проект "Штандарт", осуществляющий большую воспитательно-просветительскую работу, в центре которой плавания на реальном судне - фрегате "Штандарт".
К сожалению, работа тормозится целым ядом обстоятельств - прежде всего это юридические аспекты, связанные с несовершенством законодательства в части традиционного и исторического судостроения и судоходства в России. Отсутствие понимания чиновников разного уровня и невнимание к этим проблемам со стороны властей в меньшей степени - недостаток средств.
Отсутствие законов значительно уменьшает интересы потенциальных инвесторов и почти полностью исключает возможности государственного финансирования.
Основные задачи в области исторического судостроения
Традиционное народное судостроение - это область народной культуры, связанная со строительством средств передвижения по воде на основе технологий, знаний и опыта, передаваемых из поколении в поколение.
К сожалению необходимо признать, что традиционное судостроение - это исчезающая область народной культуры. С каждым годом таких судов становится все меньше и меньше. Прекращается передача знаний от поколения к поколению. Традиция народного судостроения умирает даже там, где до сих пор живы и здравствуют ее носители.
Использование водных магистралей России с их огромной протяженностью породило бесконечное разнообразие типов деревянных судов. К настоящему времени подавляющее большинство их безвозвратно утрачено.
Мастера-лодочники, строящие суда по старинным технологиям, обладают уникальным опытом и знаниями, которые являются частью нашей культуры. Зачастую, эти мастера не известны за пределами своего района, их знания не становятся достоянием широкого круга общественности, и уходят от нас, не оставляя наследников.
Строительство и эксплуатация традиционных судов позволяет привлекать широкие слои населения и в особенности молодежь, к освоению морской практики, морским профессиям, увеличивая, тем самым, кадровый потенциал морского флота.
Комплекс задач, решаемый традиционным судостроением: